Каждый человек уникален в силу врожденных особенностей темперамента. Но есть дети с особыми потребностями. Это дети с нарушениями в развитии, вытекающими из этого трудностями в обучении и адаптации. Нарушения развития встречаются в разных сферах, но объединяет особенных детей одно – проблемы в социализации и потребность в индивидуальном сопровождении.
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Однако с 2016 года это понятия заменено. Гуманнее говорить «дети с особыми потребностями». В такой формулировке акцент ставится на несовершенстве общества, а не на дефектах людей. Это общество, его институты и системы в силу собственной ограниченности не могут обеспечить равные условия для каждого ребенка. Потому акцент ставится на изменение условий среды, модернизацию в интересах особых детей.
Виды нарушений развития:
- задержка психического развития (ЗПР);
- эмоциональные расстройства и нарушения поведения;
- синдром аутизма;
- нарушения слуха;
- нарушения зрения;
- нарушения речи;
- нарушения работы опорно-двигательного аппарата.
Каждая из этих проблем имеет свои особенности. Рассмотрим подробнее:
- Дети с задержкой развития психики отличаются отставанием в одной или нескольких сферах: речевой, эмоциональной, волевой. При грамотном психолого-педагогическом сопровождении эта особенность устраняется. У таких детей преобладают игровые мотивы. Наблюдается скудный словарный запас, быстрая утомляемость. В одной или нескольких сферах такой ребенок соответствует детям предыдущего возраста, отмечается инфантилизм.
- Говоря об эмоциональных и поведенческих нарушениях, подразумевают акцентуации характера. Это устойчивые личностные изменения в одной или нескольких сферах. Принято выделять возбудимую, неустойчивую, астеническую, психастеническую, шизоидную, мозаичную (сочетание нескольких черт) акцентуацию. До 12 лет говорят не об акцентуациях, а о трудном характере.
- Аутизм внешне выглядит как панцирь. Ребенок находится в своем мире, отстранен от социума. Действия аутиста стереотипны, эмоции скупы. Основная черта – эгоцентризм. Наблюдается задержка речевого развития, о себе говорят в третьем лице.
- Нарушения слуха предполагают качественные и количественные изменения. Выделяют полную потерю слуха и тугоухость, последняя бывает 4 уровней.
- Нарушения зрения влияют на осанку, походку, моторику. У детей наблюдается медленное усвоение и переработка информации.
- Речевые нарушения вызывают изменения во всех сферах: внимание, восприятие, память, мышление. Затруднен контроль и организация деятельности. Наблюдается быстрая утомляемость и рассеянность внимания, инертность.
- Нарушения опорного аппарата – самая обширная группа. Все нарушения носят врожденный или приобретенный медицинский характер. План сопровождения зависит от конкретного нарушения и компенсаторных возможностей организма.
- Специальный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Луганской Народной Республики
- Требования к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО) для глухих обучающихся
- Требования к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО) для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
- Требования к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО) для слепых обучающихся
- Требования к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО) для слабовидящих обучающихся
- Требования к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР)
- Требования к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО) для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА)
- Требования к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО) для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР)
- Требования к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС)