Школьная «неуспешность»
Школьный период сам по себе достаточно непростой: постоянно изменяющиеся условия, разные учителя, большая нагрузка, стрессы… Достаточно критичными являются периоды смены ведущей деятельности и кардинальных изменений режима дня ребенка в первом классе, при переходе в среднюю школу и в подростковом возрасте. Эти обстоятельства и не только влекут за собой большой риск возникновением актуальной проблемы современных детей – так называемой школьной «неуспешности».
«Неуспешность» или «неуспеваемость»?
Этимология понятия «неуспешный» («не» + «успешный» от гл. «успеть» и производных «поспешность», «процветание») помогает разобраться в значении термина и сущности явления «неуспешности».
На первый взгляд похожие, но разные по наполнению и причинам возникновения понятия, обозначают обратную сторону успеха и успеваемости школьника. Кроме того, неуспеваемость, как более узкое понятие (несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, формирования умений и навыков), при сопутствующих факторах приводит к неуспешности.
Сложность решения рассматриваемой проблемы обусловлена целой совокупностью физиологических, педагогических, психологических и медицинских факторов, имеющих между собой неразрывные связи.
Синдром школьной «неуспешности» ребенка легко отслеживается в следующих проявлениях:
- требования, которые предъявляются в школе не соответствуют степени «зрелости» его мозга;
- трудности с обработкой мозгом информации о теле;
- замедленная или некорректная обработка мозгом того, что слышат уши;
- замедленная или некорректная обработка мозгом того, что видят глаза;
- нарушение кровоснабжения мозга;
- школьная неуспеваемость (плохие оценки, низкие знания и пр.);
- нарушено кровоснабжение мозга.
- повышенный уровень тревожности («я не смогу», «не хочу в школу», «боюсь контрольной» и т.д.);
- низкая мотивация («я не справлюсь», «не смогу написать диктант», «у меня не получится», «не хочу учиться»);
- нарушения внимания и концентрации (ребенок не понимает простой учебный материал, не может сосредоточиться, неусидчивый, рассеянный, отвлекается постоянно);
- ребенок вынужден совершать постоянные дополнительные движения, чтобы усилить приток энергии;
- ребенок выглядит заторможенным, так как его внутренний компьютер «подвисает»;
- нарушения слуховой и зрительной памяти (плохо запоминает информацию, ничего не помнит, «нужно по сто повторять»);
- нарушение восприятия;
- проблемы с пространственным восприятием (путает лево и право, плохо ориентируется в тетради, проблемы с почерком);
- неуклюжий, неповоротливый;
- неуверенный в себе;
- несамостоятельный (неуверенность в принятии решения, ожидание помощи от взрослого) и т.д.
- быстрая утомляемость, низкая нейродинамика;
- эмоциональная лабильность (тревожность, плаксивость, частые истерики, агрессивность по отношению к близким взрослым, замкнутость);
- психосоматические проявления (к определенному моменту школьная неуспешность у ребенка может перейти в целый «букет» психологических проблем – стресс, тики, запинки в речи, энурез, логоневроз и тд.)
- У проблем с чтением и письмом всегда есть конкретные неврологические причины, эти дисфункции заставляют мозг работать в постоянном режиме перегрузки, именно поэтому ребенок часто утомлен или наоборот избыточно активен;
Сложность решения рассматриваемой проблемы обусловлена целой совокупностью физиологических, педагогических, психологических и медицинских факторов, имеющих между собой неразрывные связи. У многих детей, имеющих учебные затруднения, есть трудности с удержанием равновесия, проблемы с координацией движений и сенсорной интеграцией (обработкой мозгом информации от всех органов чувств).
Хотя эти трудности не всегда заметны, нарушения базовых функций мешают мозгу осваивать более сложные «продвинутые» виды деятельности, такие как речь, чтение, письмо. Мозг вынужден тратить слишком много сил времени и энергии на контроль положения тела и регуляцию простых движений.
Дисфункции в области контроля движения глаз и центральной переработкой зрительной информации мешают автоматизации навыков чтения и письма, затрудняют процесс анализа мозгом зрительной информации.
Для лучшего понимания представим, что мозг разделен на блоки, нарушение в которых выражается в определенной форме, а именно:
Первый блок мозга отвечает за его активность. Если первый блок недостаточно развит, то ребёнок быстро утомляется.
Например, дети на уроке быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться.
Если есть нарушения в работе второго блока, то это приводит к проблемам с памятью и трудностям ориентации в пространстве.
Эти нарушения могут быть видны, например, в зеркальном написании букв, путанице «похожих» букв, неправильной ориентации в тетради, например, строчки неровные, ребенок вылезает за поля, допускает ошибки в правилах.
Третий блок отвечает за протекание всей психической деятельности. Если нарушения в этом блоке, то ребенок, при всем своем желании, не соблюдает правила и не может себя контролировать.
Подводя итог: школьная дезадаптация («неуспешность», давление со стороны учителей, репетиторов, родителей, возникновение коммуникативных трудностей в школе, нарушение поведения, депрессия– являются серьезными проблемами формирования личности, угрозой психическому здоровью ребенка и его успешности в дальнейшей жизни!