Каким бывает аутизм?

В настоящее время согласно международной классификации болезней МКБ-10, к собственно аутистическим расстройствам относятся:

  • детский аутизм (F84.0) (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
  • атипичный аутизм (с началом после 3 лет) (F84.1);
  • синдром Ретта (F84.2);
  • синдром Аспергера - аутистическая психопатия (F84.5);

РАС

В последние годы, аутистические расстройства стали объединять по аббревиатурой РАС - расстройства аутистического спектра.

    Аутизм (или расстройство аутистического спектра) охватывает широкий спектр расстройств. Это означает, что у людей, больных аутизмом, симптомы болезни никогда не встречаются в одной и той же комбинации. Симптомы различаются также по силе проявления: они могут быть слабыми, а могут быть ярко выраженными. Какие же проявления заболевания чаще всего встречаются у людей с расстройством аутистического спектра?

Синдром Каннера:

Для синдрома Каннера в строгом смысле слова характерно сочетание следующих основных симптомов:

1) невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни

2) крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными;
3) недостаточность коммуникативного использования речи;
4) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
5) страх изменений в окружающей обстановке ("феномен тождества", по Каннеру);
6) непосредственные и отставленные эхолалии "граммофонная или попугайная речь", по Каннеру);
7) задержка развития "Я";
8) стереотипные игры с неигровыми предметами;
9) клиническое проявление симптоматики не позднее 2-3 лет.

 

Ретроспективно нередко удается выяснить, что уже на первом году ребенок:

  • слабо реагировал на людей,

  • не принимал позу готовности при взятии на руки, а взятый - был необычно пассивен ("как мешочек с песком"),

  • боялся бытовых шумов (пылесоса, кофемолки и т. д.), не привыкая к ним со временем,

  • обнаруживал необычайную избирательность в еде, отказываясь от пищи определенного цвета или вида.

Для некоторых родителей такого рода нарушения становятся очевидными лишь задним числом при сравнении с поведением второго ребенка.

Синдром Аспергера:

Как и при синдроме Каннера, наблюдаются:

  •  коммуникативные нарушения,
  • недоучет реальности,
  • ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, отличающие таких детей от сверстников.

Поведение определяют:

  •  импульсивность,
  • контрастные аффекты, желания, представления;
  • нередко поведению недостает внутренней логики.

У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих.

  • Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны.
  •  Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией.
  • В отличие от других случаев аутизма нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии.
  • Во внешнем виде обращает на себя отрешенное выражение лица, что придает ему "красивость", мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная.
  • Выразительных мимических движений мало, жестикуляция обеднена.
  • Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен "внутрь себя".
  • Моторика угловатая, движения неритмичные, с тенденцией к стереотипиям.
  • Коммуникативные функции речи ослаблены, а сама она необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу, голос звучит то тихо, то режет слух и в целом речь нередко похожа на декламацию.
  •  Отмечаются тенденция к словотворчеству, иногда сохраняющаяся и после пубертата,
  • неспособность к автоматизации навыков и их реализации вовне, влечение к аутистическим играм.
  • Характерна привязанность к дому, а не к близким.

Синдром Ретта:

Синдром Ретта начинает проявляться в возрасте 8-30 мес. исподволь, без внешних причин, на фоне нормального (в 80 % случаев) или незначительно задержанного моторного развития.

  • Появляется отрешенность,
  • утрачиваются уже приобретенные навыки,
  •  приостанавливается развитие речи,
  • в течение 3-6 мес наблюдается полный распад ранее приобретенного речевого запаса и навыков.
  • Тогда же возникают насильственные движения "моющего типа" в кистях рук.
  • Позднее утрачивается способность к удержанию предметов, появляются атаксия, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз.
  • Жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание. В трети случаев наблюдаются эпилептиформные приступы.
  • К 5-6 годам тенденция к прогрессированию расстройств смягчается,
  • возвращается способность к усвоению отдельных слов, примитивной игре
  • Но затем прогредиентность болезни вновь нарастает.
  • Наблюдается грубый прогрессирующий распад моторных навыков, иногда даже ходьбы, свойственный конечным этапам тяжелых органических заболеваний ЦНС.
  • У детей с синдромом Ретта на фоне тотального распада всех сфер деятельности наиболее длительно сохраняются эмоциональная адекватность, привязанности, соответствующие уровню их психического развития.
  • В дальнейшем развиваются тяжелые двигательные нарушения, глубокие расстройства статики, утрата мышечного тонуса, глубокое слабоумие.
  • К сожалению, современная медицина и педагогика не в состоянии помочь детям с синдромом Ретта. Ученые вынуждены констатировать, что это самое тяжелое нарушение среди РАС, не поддающееся коррекции.

Атипичный аутизм

Расстройство сходное с синдромом Каннера, однако отсутствует хотя бы один из обязательных диагностических критериев. Для атипичного аутизма характерно:

  • достаточно отчётливые нарушения социального взаимодействия,
  • ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение,
  • тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития проявляется в возрасте после 3-х лет.

Чаще возникает у детей с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи или с умственной отсталостью.

Причины возникновения аутизма

Существуют предположения, что аутизм может быть вызван:

  •  инфекциями в период беременности,
  • тяжелыми или неправильно проведенными родами,
  • прививками,
  • психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте и т.д.

Современная наука не может однозначно ответить на  вопрос – что является причиной аутизма.

Сейчас большинство исследователей считают аутизм результатом общего (всестороннего) расстройства развития - результатом воздействия многих вредных факторов в сочетании с наследственной предрасположенностью.

Симптомы аутизма

Симптомы делятся на три категории.

  • Социальные взаимодействия и отношения. Например, ребенок избегает зрительного контакта. Аутистам сложно понимать чувства других людей, например, боль или грусть.
  • Вербальная и невербальная коммуникация. Например, ребенок не разговаривает. Или без конца произносит одну и ту же фразу.
  • Ограниченные интересы. Например, маленькие дети часто играют с одной частью игрушки, а не с игрушкой целиком. Дети постарше или взрослые могут страстно интересоваться одной узкой темой, например, коллекционными карточками или номерными знаками.

Также ребенок может пройти обследование слуха и прочие подобные тесты, чтобы выяснить, не вызваны ли отклонения другими заболеваниями.

Первые признаки аутизма

  • Уже в первые месяцы после рождения у ребенка часто имеется пониженный психический и мышечный тонус.
  • Он необычайно спокойный, вялый и безучастный к окружающему.
  • Плохо отличает (или вовсе не отличает) мать от окружающих.
  •  Он не тянется на руки, а оказавшись на руках, не вписывается в руки взявшего его человека.
  • Он не улыбается, а если иногда у него и появляется улыбка, то она без адреса, обращена в пространство.
  • У него отсутствует или слабо выражена эмоциональная синтонность с матерью и окружающими.
  • Взгляд ребенка обращен в пространство, он не реагирует или недостаточно реагирует на звук человеческого голоса.
  • У родителей поэтому часто возникают подозрения в нарушении слуха и зрения. Хотя нередко такие дети прислушиваются к шуршанию бумаги, тиканию часов или присматриваются к солнечному зайчику, ползущему по стене. Некоторые из них при этом испытывают страх.
  • У этих детей страдает общая и тонкая моторика.
  • У них часто имеется мышечная гипотония и поэтому неправильная осанка.
  • Многие из них начинают ходить на цыпочках, такая походка сохраняется длительное время, потом исчезает и возвращается вновь.
  • Двигательные стереотипии, стереотипии в поведении и речи, в игровой деятельности.
  • Стремление к сохранению стабильности окружающей среды.
  • Приступы гнева.
  • Явления моторной гиперактивности свойственны всем детям с аутизмом.
  • Такие дети внешне как будто бы совершенно безразличны к речи взрослых, и речь взрослых далеко не всегда может регулировать их поведение.
  •  Но, наряду с этим, они часто спонтанно, без учета ситуации, сразу или через какое-то время воспроизводят услышанное, даже с сохранением интонационного компонента речи (непосредственные или отставленные эхолалии).
  • В речи ребенка много стереотипии, словесных штампов, "взрослых" слов.
  • Эти дети могут иметь большой активный словарь, они нередко произносят большие монологи, но они испытывают громадные трудности при обычной беседе.
  • Отдельные слова, которыми ребенок уже пользовался, могут исчезать из его словаря на длительное время и потом вновь появляться.

Особенности игры заслуживают особого внимания.

  •  Игра аутичного ребенка не соответствует возрасту,
  • она однообразна,
  • имеет чаще всего манипулятивный характер,
  • играет он неигровыми предметами (гвоздиками, веревочками пуговицами и др.),
  • стереотипно повторяя одну и ту же манипуляцию.
  • Может надолго приковывать внимание к частям объектов - например, к крутящемуся колесу игрушечной машины; при этом он словно интересуется им в отдельности от игрушки, как самостоятельным объектом
  • Если случайно в такой игре оказываете другой ребенок, то он тоже превращает его, на какое-то время, в неодушёвленный предмет манипулирования (например, механически посыпает его голову песком).
  • Игра не сопровождается соответствующим пантомимическим аккомпанементом, лицо ребенка остается бесстрастным.
  • В такой игре есть действия, но вряд ли ее можно назвать деятельностью.

Общие симптомы аутизма

Социальные навыки

  • Отсутствие у ребенка реакции на собственное имя
  • Слабый зрительный контакт
  • Время от времени ребенок будто совсем не слышит, что ему говорят
  • Избегает физического контакта
  • Отсутствие явных признаков того, что он знает о чувствах других людей
  • Предпочитает проводить время в одиночестве

Речь

  • Начинает говорить после двух лет; развитие отстает в среднем на 30 месяцев
  • Теряет ранее обретенное умение произносить слова и предложение
  • Не поддерживает зрительный контакт во время разговора, в том числе, когда сам задает вопросы
  • Аномальный тон и ритм речи - например, ребенок может без связи с темой разговора говорить нараспев или «голосом робота»
  • Неспособность начать разговор и поддерживать его
  • Может точно воспроизводить слова и фразы, но не понимает, как их использовать
  • Поведение
  • Выполняет повторяющиеся движения: например, раскачивается, кружится на месте, стучит руками по поверхностям, и так далее
  • Ритуальное поведение
  • Раздражение при малейших изменениях в порядке, которого он сам решил придерживаться
  • Постоянное движение

Рекомендуется обращаться к врачу, если

  • У ребенка к 12 месяцам не возникает лепет
  • К 12 месяцам не развивается жестикуляция - например, ребенок не указывает на предметы, не машет рукой и так далее
  • Не произносит отдельных слов к 16 месяцам
  • Не произносит фраз, состоящих из двух слов и более - к 24 месяцам
  • Ребенок теряет ранее приобретенные социальные и/или речевые навыки - в любом возрасте.

Что делать?

Да, аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни. Но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого:

  • адаптировать ребенка к жизни в обществе;
  • научить его справляться с собственными страхами;
  • контролировать эмоции.
  • Самое важное - не маскировать диагноз за якобы "более благозвучным" и "социально приемлемым".
  • Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: ин
footer links
footer links
footer links
footer links