Каким бывает аутизм?
В настоящее время согласно международной классификации болезней МКБ-10, к собственно аутистическим расстройствам относятся:
- детский аутизм (F84.0) (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
- атипичный аутизм (с началом после 3 лет) (F84.1);
- синдром Ретта (F84.2);
- синдром Аспергера - аутистическая психопатия (F84.5);
РАС
В последние годы, аутистические расстройства стали объединять по аббревиатурой РАС - расстройства аутистического спектра.
Аутизм (или расстройство аутистического спектра) охватывает широкий спектр расстройств. Это означает, что у людей, больных аутизмом, симптомы болезни никогда не встречаются в одной и той же комбинации. Симптомы различаются также по силе проявления: они могут быть слабыми, а могут быть ярко выраженными. Какие же проявления заболевания чаще всего встречаются у людей с расстройством аутистического спектра?
Синдром Каннера:
Для синдрома Каннера в строгом смысле слова характерно сочетание следующих основных симптомов:
1) невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни
2) крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными;
3) недостаточность коммуникативного использования речи;
4) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
5) страх изменений в окружающей обстановке ("феномен тождества", по Каннеру);
6) непосредственные и отставленные эхолалии "граммофонная или попугайная речь", по Каннеру);
7) задержка развития "Я";
8) стереотипные игры с неигровыми предметами;
9) клиническое проявление симптоматики не позднее 2-3 лет.
Ретроспективно нередко удается выяснить, что уже на первом году ребенок:
-
слабо реагировал на людей,
-
не принимал позу готовности при взятии на руки, а взятый - был необычно пассивен ("как мешочек с песком"),
-
боялся бытовых шумов (пылесоса, кофемолки и т. д.), не привыкая к ним со временем,
-
обнаруживал необычайную избирательность в еде, отказываясь от пищи определенного цвета или вида.
Для некоторых родителей такого рода нарушения становятся очевидными лишь задним числом при сравнении с поведением второго ребенка.
Синдром Аспергера:
Как и при синдроме Каннера, наблюдаются:
- коммуникативные нарушения,
- недоучет реальности,
- ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, отличающие таких детей от сверстников.
Поведение определяют:
- импульсивность,
- контрастные аффекты, желания, представления;
- нередко поведению недостает внутренней логики.
У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих.
- Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны.
- Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией.
- В отличие от других случаев аутизма нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии.
- Во внешнем виде обращает на себя отрешенное выражение лица, что придает ему "красивость", мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная.
- Выразительных мимических движений мало, жестикуляция обеднена.
- Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен "внутрь себя".
- Моторика угловатая, движения неритмичные, с тенденцией к стереотипиям.
- Коммуникативные функции речи ослаблены, а сама она необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу, голос звучит то тихо, то режет слух и в целом речь нередко похожа на декламацию.
- Отмечаются тенденция к словотворчеству, иногда сохраняющаяся и после пубертата,
- неспособность к автоматизации навыков и их реализации вовне, влечение к аутистическим играм.
- Характерна привязанность к дому, а не к близким.
Синдром Ретта:
Синдром Ретта начинает проявляться в возрасте 8-30 мес. исподволь, без внешних причин, на фоне нормального (в 80 % случаев) или незначительно задержанного моторного развития.
- Появляется отрешенность,
- утрачиваются уже приобретенные навыки,
- приостанавливается развитие речи,
- в течение 3-6 мес наблюдается полный распад ранее приобретенного речевого запаса и навыков.
- Тогда же возникают насильственные движения "моющего типа" в кистях рук.
- Позднее утрачивается способность к удержанию предметов, появляются атаксия, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз.
- Жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание. В трети случаев наблюдаются эпилептиформные приступы.
- К 5-6 годам тенденция к прогрессированию расстройств смягчается,
- возвращается способность к усвоению отдельных слов, примитивной игре
- Но затем прогредиентность болезни вновь нарастает.
- Наблюдается грубый прогрессирующий распад моторных навыков, иногда даже ходьбы, свойственный конечным этапам тяжелых органических заболеваний ЦНС.
- У детей с синдромом Ретта на фоне тотального распада всех сфер деятельности наиболее длительно сохраняются эмоциональная адекватность, привязанности, соответствующие уровню их психического развития.
- В дальнейшем развиваются тяжелые двигательные нарушения, глубокие расстройства статики, утрата мышечного тонуса, глубокое слабоумие.
- К сожалению, современная медицина и педагогика не в состоянии помочь детям с синдромом Ретта. Ученые вынуждены констатировать, что это самое тяжелое нарушение среди РАС, не поддающееся коррекции.
Атипичный аутизм
Расстройство сходное с синдромом Каннера, однако отсутствует хотя бы один из обязательных диагностических критериев. Для атипичного аутизма характерно:
- достаточно отчётливые нарушения социального взаимодействия,
- ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение,
- тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития проявляется в возрасте после 3-х лет.
Чаще возникает у детей с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи или с умственной отсталостью.
Причины возникновения аутизма
Существуют предположения, что аутизм может быть вызван:
- инфекциями в период беременности,
- тяжелыми или неправильно проведенными родами,
- прививками,
- психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте и т.д.
Современная наука не может однозначно ответить на вопрос – что является причиной аутизма.
Сейчас большинство исследователей считают аутизм результатом общего (всестороннего) расстройства развития - результатом воздействия многих вредных факторов в сочетании с наследственной предрасположенностью.
Симптомы аутизма
Симптомы делятся на три категории.
- Социальные взаимодействия и отношения. Например, ребенок избегает зрительного контакта. Аутистам сложно понимать чувства других людей, например, боль или грусть.
- Вербальная и невербальная коммуникация. Например, ребенок не разговаривает. Или без конца произносит одну и ту же фразу.
- Ограниченные интересы. Например, маленькие дети часто играют с одной частью игрушки, а не с игрушкой целиком. Дети постарше или взрослые могут страстно интересоваться одной узкой темой, например, коллекционными карточками или номерными знаками.
Также ребенок может пройти обследование слуха и прочие подобные тесты, чтобы выяснить, не вызваны ли отклонения другими заболеваниями.
Первые признаки аутизма
- Уже в первые месяцы после рождения у ребенка часто имеется пониженный психический и мышечный тонус.
- Он необычайно спокойный, вялый и безучастный к окружающему.
- Плохо отличает (или вовсе не отличает) мать от окружающих.
- Он не тянется на руки, а оказавшись на руках, не вписывается в руки взявшего его человека.
- Он не улыбается, а если иногда у него и появляется улыбка, то она без адреса, обращена в пространство.
- У него отсутствует или слабо выражена эмоциональная синтонность с матерью и окружающими.
- Взгляд ребенка обращен в пространство, он не реагирует или недостаточно реагирует на звук человеческого голоса.
- У родителей поэтому часто возникают подозрения в нарушении слуха и зрения. Хотя нередко такие дети прислушиваются к шуршанию бумаги, тиканию часов или присматриваются к солнечному зайчику, ползущему по стене. Некоторые из них при этом испытывают страх.
- У этих детей страдает общая и тонкая моторика.
- У них часто имеется мышечная гипотония и поэтому неправильная осанка.
- Многие из них начинают ходить на цыпочках, такая походка сохраняется длительное время, потом исчезает и возвращается вновь.
- Двигательные стереотипии, стереотипии в поведении и речи, в игровой деятельности.
- Стремление к сохранению стабильности окружающей среды.
- Приступы гнева.
- Явления моторной гиперактивности свойственны всем детям с аутизмом.
- Такие дети внешне как будто бы совершенно безразличны к речи взрослых, и речь взрослых далеко не всегда может регулировать их поведение.
- Но, наряду с этим, они часто спонтанно, без учета ситуации, сразу или через какое-то время воспроизводят услышанное, даже с сохранением интонационного компонента речи (непосредственные или отставленные эхолалии).
- В речи ребенка много стереотипии, словесных штампов, "взрослых" слов.
- Эти дети могут иметь большой активный словарь, они нередко произносят большие монологи, но они испытывают громадные трудности при обычной беседе.
- Отдельные слова, которыми ребенок уже пользовался, могут исчезать из его словаря на длительное время и потом вновь появляться.
Особенности игры заслуживают особого внимания.
- Игра аутичного ребенка не соответствует возрасту,
- она однообразна,
- имеет чаще всего манипулятивный характер,
- играет он неигровыми предметами (гвоздиками, веревочками пуговицами и др.),
- стереотипно повторяя одну и ту же манипуляцию.
- Может надолго приковывать внимание к частям объектов - например, к крутящемуся колесу игрушечной машины; при этом он словно интересуется им в отдельности от игрушки, как самостоятельным объектом
- Если случайно в такой игре оказываете другой ребенок, то он тоже превращает его, на какое-то время, в неодушёвленный предмет манипулирования (например, механически посыпает его голову песком).
- Игра не сопровождается соответствующим пантомимическим аккомпанементом, лицо ребенка остается бесстрастным.
- В такой игре есть действия, но вряд ли ее можно назвать деятельностью.
Общие симптомы аутизма
Социальные навыки
- Отсутствие у ребенка реакции на собственное имя
- Слабый зрительный контакт
- Время от времени ребенок будто совсем не слышит, что ему говорят
- Избегает физического контакта
- Отсутствие явных признаков того, что он знает о чувствах других людей
- Предпочитает проводить время в одиночестве
Речь
- Начинает говорить после двух лет; развитие отстает в среднем на 30 месяцев
- Теряет ранее обретенное умение произносить слова и предложение
- Не поддерживает зрительный контакт во время разговора, в том числе, когда сам задает вопросы
- Аномальный тон и ритм речи - например, ребенок может без связи с темой разговора говорить нараспев или «голосом робота»
- Неспособность начать разговор и поддерживать его
- Может точно воспроизводить слова и фразы, но не понимает, как их использовать
- Поведение
- Выполняет повторяющиеся движения: например, раскачивается, кружится на месте, стучит руками по поверхностям, и так далее
- Ритуальное поведение
- Раздражение при малейших изменениях в порядке, которого он сам решил придерживаться
- Постоянное движение
Рекомендуется обращаться к врачу, если
- У ребенка к 12 месяцам не возникает лепет
- К 12 месяцам не развивается жестикуляция - например, ребенок не указывает на предметы, не машет рукой и так далее
- Не произносит отдельных слов к 16 месяцам
- Не произносит фраз, состоящих из двух слов и более - к 24 месяцам
- Ребенок теряет ранее приобретенные социальные и/или речевые навыки - в любом возрасте.
Что делать?
Да, аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни. Но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого:
- адаптировать ребенка к жизни в обществе;
- научить его справляться с собственными страхами;
- контролировать эмоции.
- Самое важное - не маскировать диагноз за якобы "более благозвучным" и "социально приемлемым".
- Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: ин