Зачем нужен психолог?

Что мы делаем, когда покупаем какую-нибудь сложную бытовую технику? Первым делом изучаем инструкцию по эксплуатации, консультируемся со специалистами, дабы ненароком что-то не сломать, не повредить.
Что мы делаем, когда у нас появляется ребенок? Читаем соответствующую литературу, обращаемся к специалистам? Как правило, нет. Мы общаемся с ним так, как сами считаем нужным, как привыкли, как общались с нами наши родители, как нам кто-то из знакомых посоветовал, и совсем не боимся его «сломать» своим неумелым обращением. При этом не задумываемся о том, что наш ребенок ничуть не менее сложен, чем любой бытовой прибор. Кроме того, он ещё и уникален, и наша манера общения может «не подходить» ему, не соответствовать его особенностям, а иногда – и вредить его личностному развитию.
Что же мешает современным родителям обращаться за информацией, возможно – за помощью к тем, кто это может предоставить – логопедам, психологам, социальным педагогам? Может быть, уверенность (или самоуверенность?) в собственных силах, страх, нежелание, а чаще всего - незнание, куда и к кому можно обратиться.
А помочь родителям, если у них возникли трудности в общении с детьми, если они не знают, как поступить в той или иной ситуации, если они испытывают недостаток знаний по вопросам педагогики, психологии, может педагог-психолог.
Психолог – фигура в современном обществе неоднозначная. С ним связано много мифов и даже страхов. Психолога зачастую опасаются, так как путают с психиатром, психотерапевтом, боятся к нему обращаться («мой ребенок нормальный, не псих»). Родителям следует знать, что психолог – не врач, с «психами» он не работает; у психолога, как правило, педагогическое образование, следовательно, ни ставить диагноз, ни лечить он не может и не будет.
Иногда психолога воспринимают как волшебника и ожидают от него чудес: он даст «волшебный совет», который решит все проблемы. А бывает и так, что родители приводят ребенка к психологу в надежде, что тот что-то «подправит», «отремонтирует», «настроит» в ребенке, и все будет в порядке, то есть стремятся «сдать ребенка в ремонт», а сами «остаются ждать в коридоре», не желая прикладывать никаких усилий.
Взрослым нужно понять, что для того, чтобы изменилось что-либо в ребенке, нужно вначале что-то изменить в себе, в своих привычках, своих установках, своем отношении. Универсального совета, пригодного для любого и в любой ситуации, не существует, и волшебной палочки у психолога, к сожалению (или к счастью), тоже нет. Психолог в одиночку, и «за родителей», не может решить все проблемы семьи. Но он может помочь по-иному взглянуть на ребенка, на ситуацию, найти причины возникновения трудностей, покажет возможные пути решения проблемы, способы и методы взаимодействия с ребенком, а выбор наиболее приемлемых из них остается за родителями.
Сейчас квалифицированные педагоги-психологи работают почти в каждом образовательном учреждении. Их задача – оказывать информационную, педагогическую, психологическую помощь семьям, воспитывающим детей разного возраста. И преуспеть в этом у них тем больше шансов, чем теснее будет взаимодействие с ними у нас, родителей.
Уважаемые родители! Вы можете сами выбрать, к кому из психологов обратиться: в образовательное учреждение, которое посещает ребёнок, в Психолого-медико-педагогическую комиссию или Центр психолого-педагогического сопровождения вашей территории, или же к специалисту, занимающемуся частной практикой.
Не ждите, что проблемы, если уж они появились, решатся сами собой: как правило, этого не происходит, наоборот, они накладываются друг на друга и растут, как снежный ком. В содружестве со специалистами Вам будет легче преодолеть трудности, появившиеся в ваших с ребенком взаимоотношениях, и решить накопившиеся вопросы.
Заведующий ТПМПК, Тамара Васильевна Верведа